Путешествия во времени не дают покоя фантастам с начала ХХ века. Давным-давно эту тему в художественной литературе раскопал Герберт Уэллс и написал книгу «Машина времени». И понеслось. Она стала источником вдохновения для сотен книг, следом пошли фильмы и компьютерные игры, счет которых исчисляется десятками, если не сотнями.
В этой статье мы не замахиваемся на всю тему путешествий во времени, а берем лишь ее узкую часть — фильмы про временную петлю. В них герой попадает в бесконечный цикл, который можно разорвать, выполнив определенное условие. Это стандартная формула, но то, под каким соусом ее подают режиссеры и сценаристы, делает фильмы совершенно разными.
День курка
Бывший спецназовец пытается вырваться из временной петли, но ему противостоят колоритные злодеи во главе с Мэлом Гибсоном.
Начнем с легкого и незамысловатого «Дня курка». Роя Палвера в исполнении Фрэнка Грилло постоянно пытается кто-то убить. Стоит ему одолеть наемника с огромным мачете, который будит его по утрам, в окне появляется пулеметчик на вертолете. Если удается пройти дальше, на пути встречаются новые и, самое главное, яркие противники: карлик-подрывник, красотки на спортивной тачке и девушка с катаной.
Прежде чем разобраться, как он попал во временную петлю, и как ее разорвать, Рой будет смачно расправляться с наемниками, многократно погибать и возвращаться в начало, пока не доберется до главного босса. Это самая зрелищная и стоящая часть фильма, но не единственная.
Параллельно мы наблюдаем историю разрушенной семьи, переоценки ценностей и трансформацию главного героя. Здесь даже нашлось место талантливой Наоми Уоттс в роли бывшей жены главного героя. Хотя целевой аудитории фильма это не нужно. Они приходят сюда ради бесконечного и красочного «мочилова». Картина придется по вкусу любителям боевиков, и, как ни странно, геймерам.
Неспроста в начале статьи мы упомянули видеоигры. Фильм напоминает игру в шутер, когда ты не можешь пройти сложный уровень и вынужден каждый раз начинать с последнего сохранения. Не зря в оригинале он называется Boss Level.
Грань будущего
Инопланетное вторжение, бойцы в экзоскелетах против кровожадных кальмаров, Эмили Блант и Том Круз в главной роли.
На землю вторгается инопланетная раса, которой невозможно противостоять. Любые попытки обречены на провал — противник будто предугадывает каждый шаг армии людей. Но в сражение вступает майор армии США Уильям Кейдж (Том Круз) и погибает в первом же бою.
В момент гибели кровь одного из существ попадает в организм главного героя, и наделяет его способностью перезапускать день. Он получает инструмент, который может принести победу в войне.
Фильм смотрится на одном дыхании. Смерть главного героя в начале — не единственный сценарный ход, ломающий шаблоны жанра. Персонаж Тома Круза — не типичный альфа-самец, которого ожидаешь увидеть в боевике, а офисный клерк. Он боится, ошибается, избегает ответственности и в целом ведет себя довольно правдоподобно.
Режиссеру удалось из фантастики, основанной на манге с узкой аудиторией, состоящей по большей части из подростков, сделать настоящий блокбастер. При бюджете в 178 млн долларов фильм собрал в мировом прокате 370 млн долларов.
Исходный код
Джейк Джилленхол попадает в бесконечный цикл, пытается предотвратить теракт, знакомится с девушкой и открывает новую реальность.
По сюжету пилот вертолета, капитан Колтер оказывается в теле неизвестного человека. Он едет в поезде, который спустя 8 минут сходит с рельсов в результате теракта. Герой погибает и все повторяется вновь.
Если предыдущие фильмы еще можно назвать поверхностными, то исходный код поднимает вечные вопросы. Главный посыл фильма можно описать одной цитатой: «— Что бы ты сделала, если бы жить оставалось меньше минуты?
— Использовала бы каждую секунду»
Это одна из тех редких картин, которая не отпускает после финальных титров и не оставляет ощущение впустую потраченного времени.
День сурка
Депрессивный Билл Мюррей попадает во временную петлю и, в попытках выбраться из нее, начинает вновь ценить жизнь.
С момента выхода фильма прошло 30 лет. Сейчас Биллу Мюррею 72, а Энди Макдауэлл 65 лет и фильм стоит пересмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть актеров в расцвете сил — из них получилась отличная экранная пара.
Харольду Рэмису, игравшему с Биллом Мюрреем в «Охотниках за привидениями», удалось создать сюжетный «каркас», который стал основой для остальных фильмов этой подборки. Меняется сеттинг, персонажи и жанры, но временная петля работает по тем же правилам. Так устроена классика.
Картина вызвала резонанс среди кинокритиков, простых зрителей и даже представителей духовенства. Само название ушло в народ. История циничного Фила Конорса, который получил возможность делать все, что придет в голову, а в итоге выбрал путь добродетели, отозвалась в сердцах зрителей.
Герой опустошал себя низменными желаниями, которые в религии являются смертными грехами, пока не утратил желание жить. Но попытка самоубийства лишь перезапускала опостылевший день. В итоге Фил пришел к смирению и только этот путь вывел его из бесконечного цикла.
Необязательно быть верующим, чтобы оценить «День сурка». Фильм говорит со зрителем на универсальном языке, который понятен всем, независимо от возраста, пола, национальности и культурного багажа.
Автор — Михаил Крупнов
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.